Бурятия. В Кяхте должны были построить крупнейший свинокомплекс в стране

Фильтры

Регион

Новости

Бурятия. В Кяхте должны были построить крупнейший свинокомплекс в стране

В 2001 году, когда по России прошла "сверху" инициатива строить вертикальные сельскохозяйственные холдинги, "Бурятмясопрому" приглянулся кяхтинский свинокомплекс. Тогда муниципальная свиноферма пребывала в полуживом виде. Поэтому инициативу руководства "Бурятмясопрома" в районе встретили с энтузиазмом.

В результате недолгих дебатов мясокомбинат летом того же года получил 51 процент свинокомплекса. После этого жизнь здесь, может, и закипела, но новостей оттуда в широкий доступ поступало мало. По крайней мере, о громадных успехах "Бурятмясопрома" на ниве свиноводства общественность не слышала несколько лет. Буквально до 2006 года.

Именно тогда становится ясно, что с "Приоритетными национальными проектами" государство шутить не собирается — деньги будут отпускать в города и села невиданные. Сомневаться в лоббистских возможностях "Бурятмясопрома" не приходилось, поэтому вскоре все услышали о безумных цифрах, в денежном выражении, которые планируется инвестировать в кяхтинский свинокомплекс.

В начале 2006 года прежний министр сельского хозяйства Бурятии г-н Бубнов заявлял о планах финансирования в 600 млн. рублей на реконструкцию и модернизацию кяхтинского свинокомплекса. Чуть позже оказалось, что "Россельхозбанк" к середине 2006 года начинает финансирование свинокомплекса в рамках нацпроекта и кредитует его для начала на 274 миллиона рублей. Вся сумма кредита, казалось бы, тщательно обосновывается в госструктурах.

Одновременно с получением денег руководство мясокомбината проводит нехитрое действо — 14 июня 2006 года оно становится 100-процентным владельцем свинокомплекса. Таким образом собственник в лице мясокомбината получил полный контроль над приходящими государственными траншами.

Тогда же в июне-июле на свинокомплекс срочно сваливается "золотой" дождь. Перечисления следуют одно за другим и, не задерживаясь, отправляются по договорам поставщикам товаров и услуг для свинокомплекса. Например, на основании проведенной проверки было установлено, что 60 миллионов незамедлительно уходит в "Регионтрансстрой" за строительно-монтажные работы; 15 млн. — "Востсибметкому" за стройматериалы; 1,3 млн. — за юридические услуги и так далее.

Заметим, что суммы гигантские. Как отмечают опрошенные нами эксперты, на 274 миллиона рублей вполне можно возвести в Улан-Удэ многоэтажное офисное здание со всей подключенной инфраструктурой. Но раз "Бурятмясопром" решил осчастливить Бурятию незабываемым свинарником, то тоже ничего плохого в этом нет. Вот только одновременно с желанием возвести в Кяхтинском районе сельскохозяйственное чудо света появились тревожные нотки. Некоторые перечисления от свинокомплекса кредитных ресурсов по нацпроекту выглядели, как минимум, странными.

Например, 29 июня 2006 года свинокомплекс перевел на счет "Бурятмясопрома" ни много ни мало 31 миллион рублей за "проектно-сметную документацию" (ПСД). Вообще-то, на мясокомбинате никогда не было архитектурных дел мастеров, и такого рода услуги предприятием не оказывались. Тогда можно предположить, что учредители взяли на себя ответственность найти для своей "дочки" хороших проектировщиков. Такое бывает.

Но, как опять же утверждают эксперты, 31 миллион для подготовки проекта свинокомплекса — это чрезвычайно завышенная сумма. Это опять как минимум проект 15-этажного административного здания. А красная цена ПСД свинокомплекса, каким бы он ни был — около 7 миллионов рублей. Интересно, что в списке перечислений есть похожая цифра: 8,2 млн. примерно в эти же дни были перечислены "Бурятпромстройпроекту" опять же за "проектно-сметную документацию".

Причем, в Счетную палату Бурятии в ходе плановой проверки ПСД от местной проектной организации была предоставлена с соответствующими пояснениями. А вот, с 31 миллионом не все так ясно. Палате был предоставлен некий "акт выполненных работ" от иркутской фирмы — ей и были перечислены деньги. За что она якобы и получила эти деньги. Но впоследствии та фирма срочно "скончалась".

Здесь ситуация усугубляется присутствием в этой схеме государственных структур — министерств сельского хозяйства России и Бурятии. Дело в том, что они являются главными распорядителями бюджетных средств и "выплачивают компенсации части затрат на уплату процентов по инвесткредитам". Иначе говоря, за пользование денег, пущенных на кяхтинский свинокомплекс в том числе, расплачивается и государство.

Ведь все проекты внутри выданного кредита защищались в ведомствах, и государство несет за них субсидиарную ответственность. Поэтому ПСД за 31 миллион благополучно отразили в отчете, а федеральный и республиканский Минсельхозы принялись платить проценты в "Россельхозбанк" из бюджетных денег.

К моменту, когда правоохранительные органы Бурятии заинтересовались столь изысканной оптимизацией доходов и расходов кяхтинского свинокомплекса, госбюждет оплатил в качестве процентов "Россельхозбанку" порядка 1,7 миллионов рублей. Этим и заинтересовались правоохранительные органы Бурятии. В начале октября 2007 года было возбуждено уголовное дело по статье 159 ("Мошенничество в особо крупном размере").

На последней пресс-конференции Вячеслав Наговицын, объясняя финансовые трудности "Бурятмясопрома", сообщил, что это связано, в том числе и с деятельностью по развитию Кяхтинского свинокомплекса. Безусловно, так ему объяснили руководители самого мясокомбината.

Иначе говоря, президенту дали понять — выданные сотни миллионов рублей кредитов по приоритетному национальному проекту закончились. Иначе зачем при получении гигантских 274 миллионов рублей еще и втягивать в это дело сам "Бурятмясопром"? Получается, национальный проект в отдельно взятом свинарнике, пусть дальше большом и пафосном, как-то "сдулся". Возможно, его накачали деньгами, построили, и в нем даже выращивают свиней. Но деньги расходовали как попало, что впрочем, неудивительно.

Номер Один

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее